Техники подкрепления убеждающей коммуникации

Назначение техник подкрепления — облегчение процесса запоминания человеком тех суждений и образов, которые могут быть основой для формирования стабильных убеждений и принципов, соответствующих целям политических кампаний.

Одной из подкрепляющих техник является «мнимый выбор». За множеством аргументов субъект политического управления должен уметь незаметно представить в наиболее выгодном свете те, которые предполагается внедрить в сознание общества. Для этого при представлении материала используются следующие приемы:

  • создание иллюзии объективности коммуникатора посредством беспристрастного отношения к рассматриваемой проблеме;
  • усиление доверия к коммуникатору, а соответственно и к той теме, о которой он говорит, при помощи критики отстаиваемых суждений;
  • направленный отбор фактов, подводящий людей к конкретным выводам путем пробуждения чувства самостоятельности анализа проблемы при скрытой подсказке;
  • усиление значимости выводов, к которым направляют людей, с помощью убеждения в важности более общей проблемы, которая в сознании людей однозначно рассматривается как злободневная.

Процесс убеждающей коммуникации заключается в постоянном повторении основной темы в различных информационных продуктах. Этот факт объясняется применением техники «повтора», направленной на тех, кто обрабатывает информацию периферийным способом.

Процесс запоминания индивидом информации обладает важными особенностями: «эффектом первичности» и «эффектом вторичности». Первый эффект проявляется в случае, когда в ряду нескольких информационных сообщений лучше запомнится первое. Если между первым и вторым сообщениями образуется пауза и лучше запоминается второе — срабатывает «эффект вторичности».

Оба эффекта лежат в основе соответствующих приемов, используемых в политических кампаниях:

  • «агитация последнего дня» — вся сила пропагандистского влияния направляется на объект политического управления в последний день предвыборной кампании;
  • «ореол новизны» — первое появление неизвестного кандидата перед населением или создание политической организации происходит параллельно с массовой пропагандой.

Оставить комментарий