Слухи

Слухи являются специфическим каналом передачи информации. К их особенностям относят:

  • неопределенность источника информации. Обычно лицо, распространяющее слухи, либо не называет непосредственный источник сведений, либо ссылается на конкретный источник, но такой, который недоступен слушателю;
  • невозможность уточнения, контроля передаваемой информации, главным образом в силу ее анонимности;
  • неформальный, доверительный характер распространения. Слухи распространяются устно, но могут приобрести статус достоверности, оказываясь на страницах газет или в эфире. При этом их появление в СМИ может быть только предлогом для опровержения или подтверждения.

Причины возникновения слухов:

  1. отсутствие или дефицит достоверной информации, что развивает у человека чувство неопределенности ситуации;
  2. значимость проблемы, выражаемая в процессе передачи информации. Обычно человек говорит о том, что затрагивает его интересы, заботит его или беспокоит.

При анализе причин появления и быстрого распространения слухов был выведен своеобразный «закон слухов»:
СЛУХ = ВАЖНОСТЬ СОБЫТИЯХ х НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ.
В противном случае (при отсутствии вышеуказанных причин) слухи не появляются.

По каналу слухов среди населения постоянно вращается различная политическая информация. Люди активно используют этот канал преимущественно потому, что политическая среда всегда остается для обывателя относительно закрытой, а сами политические деятели вызывают недоверие. Однако слухи активно используются в политических кампаниях, что наблюдается в следующих ситуациях:

  1. ведение борьбы с политическими конкурентами. Анонимность источника дает возможность пускать в ход недостоверную информацию, обычно направленную на то, чтобы компрометировать конкурента и остаться безнаказанным;
  2. выявление реакции людей на какое-либо политическое решение. Для этого субъектом политического управления может проводиться пробная утечка информации;
  3. «раскрутка» политика. Чем больше людей будет задействовано в обсуждении конкретного политического деятеля, тем быстрее будет распространяться информация о нем. Но преднамеренное распускание слухов не всегда дает необходимый результат тем, кто заинтересован в их циркуляции. Если информация не соответствует «закону слухов», она быстро забывается и не вызывает в массах желаемой реакции.

Оставить комментарий