Коммуникации в политическом менеджменте

Коммуникация (от лат. communicatio, communico — делаю общим, связываю) — процесс обмена информацией в социуме.

Участники коммуникации:

  • коммуникатор — активное лицо, заинтересованное в передаче определенной информации и предпринимающее для этого соответствующие усилия;
  • реципиент — лицо, затрачивающее психическую энергию на расшифровку и интерпретацию полученной информации.

Любой вид управления является коммуникацией, так как предполагает непрерывный обмен информацией. Коммуникатором в данном случае выступает субъект управления.

Процесс передачи информации от источника информации к ее получателю описывает модель коммуникативного взаимодействия. Он реализуется на следующих этапах:

  1. осознание и определение информации, которую предполагается передать;
  2. кодирование информации с помощью вербальных и невербальных средств;
  3. выбор канала передачи и собственно передача закодированной информации;
  4. принятие входящей информации реципиентом, ее декодирование.

В политической деятельности наиболее ответственным является этап формирования информационного сообщения, определения сути и идеи данной коммуникации. Субъект управления, являющийся коммуникатором, должен не только знать, чего он хочет добиться в процессе коммуникации, но и как можно достичь определенного эффекта. Например, если целью является победа на выборах, то средством ее достижения должна стать грамотная предвыборная кампания. Содержание информационных сообщений должно подчиняться заданной цели, в частности заинтересовать потенциального участника кампании.

Кодирование информации предполагает выражение информации в определенных сигналах (вербальное кодирование), знаках и символах (невербальное кодирование).

Вербальные коммуникации естественны для общества, они предназначены для выражения ощущений, желаний в словах. Поэтому вербальное кодирование информации часто осуществляется в ходе осмысления задачи коммуникации. Невербальные коммуникации — это узнавание в социуме знаков и символов, которые вырабатываются в процессе социализации. Мимика, жесты, позы также относятся к невербальным коммуникациям.

Выделяют следующие каналы передачи информации:

  • непосредственное общение (разговор); общение посредством технических средств (телефон, радио, телевидение);
  • письменное послание (корреспонденция, в том числе e-mail, книги);
  • использование посредника, например пресс-секретаря или журналиста, который передает суть сообщения; слухи.

В политическом менеджменте применяются рациональная и спонтанная коммуникации. Рациональная коммуникация — способ передачи информации, при котором коммуникатор старается контролировать весь коммуникационный процесс. Спонтанная коммуникация— способ передачи информации, при котором коммуникатор не осмысливает содержание передаваемых сведений, не подбирает слова для лучшего выражения мыслей.

Оставить комментарий