Эмпирические методы политического менеджмента

Эмпирические методы нацелены на сбор и обработку реальных фактов (фактического материала). Они могут быть количественными (наблюдение; анкетные опросы; контент-анализ) и качественными (case-study — изучение случая; глубинные интервью; работа с фокус-группами).

Метод наблюдения — это систематизированное, направленное восприятие какого-либо явления или процесса, признаки и особенности которого отмечаются наблюдателем. Научно организованное наблюдение предполагает широту исследуемой области; охватывает изучение разнообразных поступков действующих лиц в политической среде, раскрывает степень повторяемости тех или иных событий, находит характер взаимодействий, реконструирует их последовательность.

Анкетный опрос — метод, дающий возможность при правильно разработанной научной методике узнать о процессах, протекающих в сознании человека. Для политико-технологического управления значимость анкетных опросов трудно переоценить, так как они позволяют выявить ценностные установки и предпочтения всего общества, без знания этих особенностей нельзя рассчитывать на удачу в достижении намеченных политических целей. 

Контент-анализ — регулярная числовая обработка, оценка и интерпретация содержания информационного источника. Контент-анализ выявляет отраженный в этой информации интерес общества к конкретным политическим программам, деятелям, кампаниям.

Case-study (изучение случая) — метод долговременного изучения рассматриваемого объекта. С помощью case-study в политическом менеджменте можно изучать отдельные политические организации, партии, а также отдельных деятелей, которые являются объектами управленческого воздействия в политике.

Глубинное интервью — опрос, в котором исследователь непосредственно ведет разговор с респондентом, давая возможность последнему самому формулировать ответы на заранее подготовленные вопросы, побуждая его к рассуждениям, к оценке различных событий. Политические технологи используют этот метод получения информации при подготовке масштабного анкетного опроса.

Метод «фокус-группы» (групповой дискуссии) — применяется для раскрытия отношения различных групп к той или иной ситуации, к какому-либо явлению. Он представляет собой направляемое и регулируемое исследователем обсуждение конкретного вопроса, притом в обсуждении принимают участие специально отобранные люди.

Оставить комментарий